Сколько тревог и волнений
переживает семья, когда малыш подрос, и его собираются отдать в детский сад?
Какое нелегкое время для мамы и дитя. Но любые трудности можно преодолеть, если
проявить терпение и заручиться помощью специалиста. Разберемся в начале, что
происходит в этот период времени с ребенком. Процесс адаптации в широком
смысле слова подразумевает привыкание, приспособление организма к новым
условиям существования. Адаптация маленького ребенка к новым для него условиям
общественной жизни предполагает перестройку очень многих биологических,
собственно психологических, бытовых и социальных стереотипов. Этот период
достаточно серьезное испытание для психики малыша и его организма в целом. Поэтому
особенно важно, как мы подготовим к этому периоду себя и своего ребенка. В первую очередь необходимо
заранее, за 2-3 месяца приблизить домашний режим, а также правила питания, сна
и туалета к требованиям детского сада. Это значит, что время подъема, кормлений
и дневного сна должно соответствовать санитарно-гигиеническим и медицинским
возрастным нормам. Поэтому в семьях, где дети укладываются спать поздно, а именно,
дневной сон с 14-15 , а ночной с 23-24, родители должны заранее постепенно
перестраивать детский режим таким образом, чтобы он соответствовал режиму
детского сада. Немало важную роль при этом
играет привычка ребенка к определенному типу питания и способам его
организации. Необходимо заранее приучить ребенка к твердой пище, есть
самостоятельно, не играть и не читать во время еды. Если ребенок находится на
грудном вскармливании, режим прикладывания ребенка к груди не должен резко
изменятся во время адаптации. Родителям лучше заранее позаботится о
приучении своего малыша к горшку, а именно о привычке справлять свои
потребности в горшок, а не в штанишки. На первом этапе адаптации,
который начинается еще до непосредственного посещения ребенком детского сада и
продолжается первые 2-3 недели уже в детском саду, основной задачей родителей,
воспитателей и психолога является снижение стрессовых реакций и формирование
эмоционально-положительного отношения. В это время маме нельзя демонстрировать
свое тревожное состояние, которое передается ребенку, не фиксировать свое
внимание на отрицательных деталях, только уверенный положительный настрой. От
того насколько мама открыта воспитателю, доверяет ему, и готова сотрудничать с
ним зависит адаптация ребенка. Самым первым шагом на пути
формирования эмоционального благополучия является сбор информации об
индивидуальных особенностях малыша и составление на основании этой информации рекомендаций,
которые помогают воспитателям построить наиболее адекватные и комфортные отношения с каждым ребенком. Чем полнее и объективнее информация о ребенке,
полученная от мамы, о том, к чему привык малыш в семье, тем легче будет
воспитателю создать наиболее комфортные для ребенка условия общения. Время
пребывания ребенка в саду без мамы должно увеличиваться постепенно от 15-30
минут до 30 - 60 минут в зависимости от эмоционального напряжения малыша в
период разлуки. Мама должна помнить о том, что ее эмоциональная связь с
ребенком раннего возраста еще очень сильна, а потому любое ее сильное
переживание "заставляет" малыша больше тревожиться. Поэтому
самоконтроль и стабилизация собственного состояния мамы - это профилактика
расстройств у ребенка в процессе его адаптации. Адаптация ребенка проходит
легче и быстрее, если сами родители соблюдают определенные правила.
1. Формирование положительной эмоциональной установки
на посещение детского сада у себя и своего малыша.
2. Предоставление полной информации о ребенке
психологу, медсестре и воспитателю.
3. Соответствие индивидуального и общего садовского
режима жизни ребенка.
4. Разработка совместно с персоналом детского сада режима посещений на
первую неделю. Адаптационный процесс может иметь разную степень
тяжести на различных этапах.
Легкая адаптация:
ребенок в норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет
в течение первых 2-3 недель посещения сада. Средней тяжести:
сдвиги в поведении нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время
теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней,
есть признаки психического стресса.
Тяжелая адаптация: ребенок часто болеет, теряет полученные навыки,
может наступить, как физическое, так и психическое истощение организма.
Для большинства детей раннего возраста (от 1 года до 3
лет) характерна адаптация тяжелая или средней тяжести (от 16 до 32 дней).
Психика маленьких детей очень неустойчива, подвержена разрушению при
травмирующих и длительно действующих на ребенка негативных ситуациях. Поэтому
родителям важно в период адаптации быть внимательными к поведению и физическому
здоровью ребенка, сообщать о резких изменениях и обращаться за консультациями к
специалисту в случае тяжелой адаптации, которая длится более 32 дней. |