Хорошо
известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой
трудно не умеющему читать ребенку осваивать ее курс. И особенно трудно
приходится первокласснику. По-другому чувствуют себя уже имеющие читать дети.
Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени
образования. Существует много способов научить ребенка
читать до школы, и каждый из них хорош по-своему. Но при этом очень важно
учитывать следующее: во-первых, система обучения должна быть согласована со школьными
программами и обязательно иметь познавательную основу; во-вторых, необходимо использование
игровых приемов, не утомляющих и не напрягающих ребенка. По утверждению Л. А.
Венгера и С.В.Мухиной, «дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению
грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность
и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма
неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому,
чтобы знания стали прочными. Главное место в обучении пятилетних детей должно
отводиться работе со звуком, буквой, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно
времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой
слух ребенка. У многих детей этого возраста есть дефекты произношения. Совершенствуя речевой аппарат,
целесообразно начинать занятия с артикуляторных упражнений, проговаривания
всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и пр. Всем
известно, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать.
Замечательно, если загадки будут сопровождаться
иллюстративным или игровым материалом – муляжами, игрушками и др. И вовсе не
важно, что многие загадки не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в
загадках то, что они развивают воображение, помогают освоить умение
характеризовать кого-либо или что-либо, формируют быструю реакцию на слово. Крайне необходимо постоянно
проводить словарную работу, поскольку на начальных ступенях обучения чтению процесс понимания
отстает от восприятия слова. И здесь важны упражнения, формирующие способность
быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание, строить высказывания,
умение слушать и понимать собеседника. Всегда нужно стремиться пополнять
словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико-грамматических
игр и пр. Помните: обучение грамоте –
ответственный период в жизни ребенкатерпения, доброжелательности, ласки. Проявляйте
истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Ни в коем случае не
допускайте грубого «нажима», бестактности и других негативных моментов в
общении с будущим учеником. Дайте ребенку поверить в собственные силы. Пусть он
от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие открытия
для себя и с радостью идет на каждое занятие. Пусть он думает, проявляет
инициативу, творчество, старайтесь идти от желаний ребенка и не подавляйте его
своей ученостью! Как совершенствовать технику чтения?
Еще Л.Н. Толстой рекомендовал чтение
текстов, заученных на слух. Суть такого чтения в том, что ребенок, зная слово,
видит его графическое изображение, соотносит напечатанные буквы, их сочетание с
живым звуком. Далее, важна не длительность, а частота
тренировочных упражнений. Запоминается не то, что постоянно перед глазами, а
то, что мелькает: то есть, то нет. И поэтому упражнения даются тремя-четырьмя
порциями по 5-10 минут. Хорошие результаты дает чтение перед сном
(5-10 минут). Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной
памятью и те 8-9 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлениями.
Какие книги выбирать?
- Покупая ребенку книгу, просмотрите ее сами.
- Она должна быть с красочными, четкими
реалистичными иллюстрациями, без нагромождения мелких деталей
- Для начинающих читать шрифт высотой 6-8 мм, с достаточным интервалом между словами и строчками. Хорошо, если на
одной странице большой рисунок сопровождается тремя-четырьмя короткими
строчками текста.
- Шрифт должен быть простым и соответствовать
возрасту детей – не менее 3,5 мм высотой при переходе к связному чтению
текстов.
- Глянцевая бумага не годится для детских книг.
Гигиена чтения
- Читать следует сидя! Читать лежа вредно для глаз.
- При чтении надо сидеть прямо, не сгибаясь.
- Мебель, которой пользуется ребенок, должна
соответствовать его росту. Если стул высокий, нужно класть на сиденье
подкладку, а под ноги специальную подставку, чтобы стопы не свисали. При
большой глубине сиденья и высокой спинке стула к ней прикрепляют
дополнительную планку, которая будет служить опорой для спины ребенка,
снижая утомление мышц.
- Свет должен падать слева, но не сзади и не
справа, так как это создает тень и мешает чтению.
- Нельзя читать, когда утомлены глаза. Нельзя
читать до переутомления. Вредно читать сразу после еды – это мешает
пищеварению.
Поступающие в первый класс должны:
- четко и правильно произносить все фонемы родного
языка,
- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук»,
«буква», «предложение», знать порядок букв и их названия (алфавит),
- различать гласные и согласные звуки,
- правильно ставить ударение в знакомых
словах,
- свободно и осознанно читать трехбуквенные
слова, правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению
целыми словами,
- правильно составлять из букв разрезной азбуки
слоги всех видов и слова простой структуры,
- уметь составлять простые предложения и
интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце
(.!?)
- проявлять любовь и интерес к чтению,
родному языку.
|