Сердце разрывается при виде
плачущего малыша, которого мама ведет утром в детский сад. Хочется успокоить,
отвлечь, защитить, только бы не видеть этой тоски и боли в детских глазах, не слышать
жалобного или пронзительного крика. А каково маме, которая возможно спешит на
работу? У многих женщин не хватает
опыта и выдержки справиться с ситуацией. Поговорим о том, как помочь себе и
своему малышу, если он тяжело и долго привыкает к детскому саду. В предшествующих материалах мы
уже говорили о том, что самое лучшая помощь для ребенка - это профилактическая
или подготовительная работа семьи и дошкольного учреждения. Но бывают ситуации,
когда в силу многих социальных или личных причин такая подготовка не сложилась
или не стала эффективной. Иногда даже при предварительной работе с ребенком его
адаптация носит затяжной характер. Если это случилось с вашим
малышом, стоит, прежде всего, задуматься и ответить самим себе на ряд вопросов: 1. Действительно ли малыш
физически и психически здоров и готов оторваться от мамы? 2. Готовы ли Вы к тому, чтобы
"отпустить" от себя ребенка, помогать и поддерживать его
психологически? 3. Не осложнена ли адаптация ребенка
внутрисемейными травмами и конфликтами? 4. Есть ли у ребенка положительный
контакт с воспитателем? 5. Не поспешили ли Вы оставлять малыша в
саду надолго? Ответив честно самим себе на эти
вопросы, Вы наверняка определите причину собственных страданий и сможете с ней
справиться. Все дети реагируют на обиду и боль
одинаково - они плачут. Плачут дети по-разному. Кто-то сильнее, кто-то меньше,
кто-то успокаивается, отвлекаясь на игрушку, а кто-то даже не открывает глаз,
из которых бесконечным потоком текут горькие слезы. Один страдает скрыто, не
закатывает истерик, не швыряет игрушки, не дерется, другой же - открыто
выражает агрессию и протест. При этом и тот и другой ребенок переживают сильный
стресс, который может перейти в серьезную психологическую травму. Необходимо знать: ребенок
не должен плакать без перерыва более 20-30 минут. Если все это время он
заходиться в плаче, не обращая внимания на любые попытки его остановить, это
может привести к серьезному психическому срыву. Тем более, если такая ситуация
повторяется в течении длительного времени. Сегодня нашей задачей будет определить,
в каком случае ситуация становиться опасной для здоровья ребенка и как
скорректировать его психическое состояние? Итак, на что необходимо обратить
внимание взрослым, которые находятся с ребенком дома и в детском саду? Физическое состояние: Ребенок теряет в весе, серьезно нарушился аппетит и сон, жалуется на
слабость, недомогание ("болит головка, животик, ножки и т. д. ").
Малыш выглядит бледным, уставшим. Могут наблюдаться рвота и диарея, энурез. Психическое состояние: Плаксивость переходящая в истерики. Крайняя раздражительность и
склонность к агрессии. Может наблюдаться подавленность и замкнутость. Ребенок
буйно демонстрирует свои эмоции, при этом сильно возбуждается, его трудно
успокоить и переключить. Появляется тревожность и страхи. Если малыш крайне
болезненно реагирует на детский сад, необходимо поменять тактику, дать ему
возможность успокоиться, почувствовать себя в безопасности, побыть с ним вместе
на прогулке, во время игр. Самое трудное для
очень многих мам и детей - это момент прощания, когда ребенок должен покинуть
пределы раздевалки и зайти в групповую комнату. Как делать не надо • Не
пытайтесь втолкнуть ребенка в группу и убежать, чтобы не слышать его плача. • Не затягивайте момент прощания, если малыш начинает расстраиваться
все больше и больше. • Не
позволяйте "отрывать" от вас ребенка воспитателю. Как поступать правильно • Настраивайте
ребенка заранее, разговаривая спокойным размеренным голосом. • Постарайтесь успокоить его, приласкайте, не позволяйте себе
внутренне заводиться, вместе с воспитателем отвлеките его с помощью интересной
игрушки. • Если
малыш совсем не поддается на уговоры и хитрости пройдите с ним ненадолго в
группу, чтобы он мог успокоиться и побыть вместе с вами и другими детьми. Если
не получается уйти, заберите ребенка и попробуйте прийти вместе в то время,
когда удобно, чтобы не отвлекать воспитателя от других детей. Договоритесь с
педагогом заранее, когда он сможет пообщаться с вами и ребенком в группе или на
прогулке. Напоследок хочется напомнить Вам, что
нет безнадежных случаев,
поймите в чем ПРИЧИНА ВАШИХ ТРУДНОСТЕЙ,
проявите терпение и выдержку.
Желаем удачи! |