Подготовка ребенка к школе с
интеллектуальной, познавательной точки зрения для многих родителей становиться
главной, а иногда единственной целью. Очень многие родители, к сожалению,
недооценивают уровень развития личностных
качеств ребенка, а именно самооценку, самоконтроль, конформизм и потребность
обучаться. Такая позиция может привести к неожиданным для родителей и ребенка,
но вполне закономерным трудностям, которые выразятся в затяжной адаптации,
снижении интереса и положительного отношения к школе, конфликтам с учителем и
сверстниками. Коснемся подробнее ситуаций, предусмотреть которые родителям
вполне по силам еще до школы. Самооценка. Формирование самооценки
происходит на протяжении всего дошкольного возраста и зависит от характера
общения ребенка с взрослыми и от их оценок его деятельности, поведения, личных
качеств. Неумение ребенка 6-7 лет оценивать результаты своего поведения и
деятельности адекватно - это результат неадекватной оценки взрослого. В чем же состоит
"ловушка" при неадекватности детской самооценки? А в том, что Ваше
чадо, привыкшее только к похвалам, заранее уверенное в своем успехе и
превосходстве, получив нежелательную оценку учителя, вполне может оказаться в
ситуации личностного кризиса, когда будут не только эмоциональные переживания,
но и распад всей учебной деятельности. Вы спросите, разве плохо, что ребенок
уверен в себе, или может его не надо хвалить. Конечно надо, но хвалить, так же,
как и ругать надо педагогически грамотно. Или другой вариант ребенок, которому
приходиться слышать только критику и упреки взрослых, неуверенный
не способный оценить свои результаты высоко, даже, когда для этого есть
основания. В школе такой ребенок будет бояться отвечать,
проявлять инициативу и творчество и при неблагополучной ситуации вполне может
быть отвержен и учителем и классом. Как же грамотно формировать и
корректировать детскую самооценку.Во-первых, любая похвала должна быть заслужена, она должна строго
соответствовать тому, что сделал ребенок, как он потрудился, что он преодолел,
насколько превзошел самого себя. Во-вторых, никогда не связывайте оценку с личностью ребенка в
целом, а давайте ее относительно только к результату. Например, маме не следует
говорить: "Ты ленивый и глупый". Но вполне допустимо сказать:
"Ты мало старался, не разобрался до конца". В-третьих, следует помнить, что стратегия
общения с ребенком взрослых будет разной в зависимости от того завышена у него
самооценка или занижена. В первом случае хвалите ребенка только за "сверх
результат" и почаще ставьте в ситуацию здорового неуспеха, когда ребенок
видит свои недочеты, но сохраняет
уверенность и желание исправить ситуацию. В случае, когда ваш ребенок не уверен в себе, обеспечьте его своей поддержкой, вселяйте в него веру и стремление
преодолевать себя. Такому ребенку похвала может быть предоставлена авансом, то
есть вперед за будущие успехи и старание. Есть и другая
"ловушка"- дети, у которых адекватная самооценка, но слабый самоконтроль и уже знакомая нам
произвольность. В школе им бывает не легко сосредоточиться, заметить свои
ошибки, длительно следить за объяснениями учителя. Задача родителей - почаще
упражнять ребенка в умении следить за собой, контролировать себя в начале дела
и в процессе его выполнения. Научите ребенка планировать любую свою
деятельность, даже бытовую. Обсудите с ним, что и в каком порядке он будет выполнять,
где он столкнется с трудностями, что ему может помочь при выполнении, сколько
времени понадобиться. Сначала выстраивайте план вместе, учите ребенка
планировать и проверять себя в процессе выполнения, постепенно предоставляйте
ему возможность делать все это самостоятельно. Это долгий совместный, но
очень необходимый труд. Если вносить в эти упражнения дух соревнования и
эмоционального увлечения они принесут радость и Вам и ребенку. Кроме того,
формируйте у ребенка привычку сосредотачиваться на окружающем. Помогут игры
"Распознаем, что происходит вокруг по звукам" или "Назови как
можно больше круглых предметов в комнате". Дети эмоциональны и подвижны,
им тяжело сдерживать себя и нацеливать на выполнение правила. Играйте чаще в
игры, где надо строго следовать правилам. Например, "Запрещенное
слово", которое нельзя произносить на протяжении игры, или
"Запрещенное движение". Именно игры помогут Вам и
детям в воспитании конформизма, товарищества. В игре ребенок не должен
забывать, что он взаимодействует с партнером. Учите радоваться успехам
товарищей по игре, помогать им, соперничать честно. Если это будет за пределами
родительского внимания, ребенок легко может попасть в "ловушку"
отверженности детским коллективом или
трудной школьной адаптации, когда радость учебы и общения с одноклассниками
будет омрачена конфликтами. Нацеливайте ребенка на открытое общение, на
сотрудничество, обсуждайте с ним в этом ключе все жизненные ситуации и
упражняйте именно в таком поведении по отношению ко всем, кто его окружает
сейчас. И еще, не забывайте, что
ребенок должен хотеть учится. Он должен осознавать, что идет в школу не потому,
что так решили ВЫ, не потому, что пришло время или что в школе его ждут новые
друзья. А только потому, что его потребность в знаниях и развитии стала иной.
Если учебные мотивы ребенка не созрели, он быстро разочаруется, рутина школьной
жизни станет тяготить его, отсутствие привычки трудиться разрушит последний
оплот школьного интереса. И тогда - "ловушка" уныния и
протеста захлопнется. Этого нельзя допустить, а
предотвратить необходимо всей дошкольной порой, когда каждое новое знание
ребенка, каждое его приобретение это
труд и радость. Если Вы не уверены, что Ваш
первоклассник имеет зрелую школьную мотивацию, проконсультируйтесь со
специалистом или, если возможно дайте времени завершить свое дело.
|